ЗАДАЧИ ПО ОКАЗАНИЮ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ В ТЕРАПИИ
Задача № 1
После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.
Эталон ответа
1. У пациента развилось гипогликемическое состояние после введения инсулина, возможно в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать врача, так как состояние больного при гипогликемии может быстро и резко ухудшиться;
б) срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для по-вышения уровня глюкозы в крови;
в) при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;
г) осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;
д) обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче.
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже.
Задача № 2
Медсестру вызвали к соседу, которого ужалила пчела. Пострадавший отмечает боль, жжение на месте укуса, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность ли-ца, повышение температуры.
Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 39ºС, пульс — 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Соберите противошоковый набор.
Эталон ответа
1. У пациента развилась аллергическая реакция — отек Квинке.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской по-мощи;
б) обнаружить жало и удалить его вместе с ядовитым мешочком с целью умень-шения распространения яда в тканях;
в) приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани;
г) обильное питье с целью дезинтоксикации;
д) дать кордиамин 20-25 капель поддержания сердечно-сосудистой деятельно-сти;
ж) следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, тем-пературой, ЧДД, диурезом;
з) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора.
Задача № 3
В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки возду-ха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные. Дыха-ние шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин, АД 210/110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.
Эталон ответа
1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая ле-вожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одыш-ка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) обеспечить положение сидя с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, создать абсолютный покой, освободить от стесня-ющей одежды для улучшения условий дыхания;
в) очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;
г) обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода через пары этилового спирта с целью улучшения условий оксигенации и профилактики пенообразования,
д) наложение венозных жгутов на конечности с целью депонирования крови;( по назначению врача)
е) поставить грелки и горчичники к ногам на область голени с отвлекающей це-лью;
ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
з) приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные сред-ства, сердечные гликозиды
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем.
Задача № 4
В терапевтическом отделении пациент 42 лет, страдающий бронхиальной астмой, предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингаля-тора.
Эталон ответа
1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании, характерного вынуж-денного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
2. Алгоритм действий м/.:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;
г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 доз) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бек-ломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов,(с учётом предыдущих приёмов, не более 3-х доз за час и не более 8 раз в сутки)
д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:
— бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адре-налина;
— преднизолон, гидрокортизон;
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингаля-тором.
Задача № 5
Во время после внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте постановку пробы на чувствительность к антибиотикам.
Эталон ответа
1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.
2. Алгоритм действий м/с:
а) прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, с целью уменьшения введённой дозы.
б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помо-щи;
в) уложить пациента с приподнятыми ногами с целью притока крови к голов-ному мозгу;
г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
д) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ром адрена-лина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
-осуществлять контроль за состояние пациента (АД, ЧДД, пульс);
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки пробы на чувствительность к анти-биотикам.
Задача № 6
К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характе-ра и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.
Эталон ответа
1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетель-ствует боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стес-нения в груди.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания ком-форта;
г) расстегнуть стесняющую одежду; )
— дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации;
д) обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;
е) поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;
ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников.

Задача № 7
У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом: “Обострение язвен-ной болезни желудка”, внезапно возникла резкая слабость, рвота “кофейной гущей”.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, ды-хание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс 100 в мин. малого наполнения и напряжения, АД 100/60 мм рт. ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом.
Эталон ответа
1. Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая м/с распознать неотлож-ное состояние:
 рвота “кофейной гущей”
 резкая слабость
 кожные покровы бледные, влажные
 снижение АД, тахикардия
 обострение язвенной болезни желудка в анамнезе
2. Алгоритм действий медсестры:
1) Вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица).
2) Пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения ас-пирации рвотных масс.
3) На эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения ин-тенсивности кровотечения.
4) Запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения.
5) Наблюдать за пациентом; периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния.
6) Приготовить кровоостанавливающие средства:
 5% раствор -аминокапроновой кислоты,10 мл 10% кальция хлорида, ви-касол, желатиноль.
3. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область прово-дится по алгоритму данной манипуляции.

Задача 8
Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лече-нии по поводу бронхиальной астмы.
Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный ка-шель.
Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы блед-ные. Дыхание затруднено на выдохе (“выдавливает” из себя воздух), сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии.
ЧДД — 26 в минуту, пульс — 90 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на муляже введение 2,4%-10мл. р-ра эуфиллина.
Эталон ответа
1. У пациентки развился приступ удушья.
Информация позволяющая сестре заподозрить неотложное состояние
• чувство нехватки воздуха с затрудненным выдохом
• непродуктивный кашель
• положение пациентки с наклоном вперед и упором на руки
• обилие сухих свистящих хрипов слышных на расстоянии
2. Алгоритм действий медсестры:
• М/с вызовет врача для оказания квалифицированной медицинской помощи
• М/с поможет принять пациентке положение с наклоном вперед и упором на руки для улучшения работы вспомогательной дыхательной мускулатуры.
• М/с обеспечит пациенте доступ свежего воздуха, ингаляции кислорода для обогащения воздуха кислородом и улучшения дыхания
• М/с обеспечит пациентке горячее щелочное питьё для лучшего отхождения мокроты,
• М/с применит карманный ингалятор с бронхолитиками (астмопент, беро-тек) не более 3-х доз за час, но не более 8 доз в сутки, для снятия спазма бронхов и облегчения дыхания
• М/сестра поставит горчичники на грудную клетку (при отсутствии аллер-гии) для улучшения лёгочного кровотока,
• М/с обеспечит введение бронхолитиков парентерально (по назначению вра-ча)
• М/с обеспечит наблюдение за состоянием пациентки (пульс. АД, ЧДД, цвет кожных покровов)
3. Студент продемонстрирует технику в\в инъекции эуфиллина 2,4% — 10 мл.в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Задача 9
М/с посещает на дому пациента 70 лет с диагнозом: рак легкого IV степени для введения обезболивающих средств.
Внезапно у пациента во время сильного приступа кашля у пациента начала выде-ляться изо рта алая пенистая кровь.
Объективно: состояние тяжелое, больной истощен, кожные покровы землистого цвета. При кашле выделяется алая пенистая кровь.
ЧДД 26 в минуту, пульс — 98 в минуту, слабый, АД 100/70 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на муляже технику в/в капельного введения 5%-100 мл аминокапроновой кислоты.
Эталон ответа
1. У пациента с раком легкого началось легочное кровотечение.
Информация, позволяющая заподозрить легочное кровотечение
• выделяется изо рта алая пенистая кровь во время кашля
• у пациента определяется тахикардия и снижение артериального давления
2. Алгоритм действий медсестры:
• М/с обеспечит немедленный вызов бригады скорой помощи для оказания неотложной медицинской помощи
• М/с придаст пациенту полусидячее положение, даст ёмкость для выделяю-щейся крови,
• М/с обеспечит полный физический, психологический и речевой покой для успокоения пациента
• М/с применит холод на грудную клетку для уменьшения кровотечения
• М/с будет вести наблюдение за состоянием пациента (пульс, АД, чдд,)
3. Студент продемонстрирует технику в\в капельного введения аминокапроно-вой кислоты согласно алгоритма манипуляции.

Задача 10
Во время взятия крови на биохимический анализ больной 18 лет внезапно поте-рял сознание.
Объективно: кожные покровы бледные, обычной влажности, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, малого наполнения. АД 90/60 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 2 мл кордиамина.

Эталон ответа
1. Обморок
Обоснование
• внезапная потеря сознания во время взятия анализа крови у молодого че-ловека (испуг)
• отсутствие значительных изменений гемодинамики (пульс и АД)
2. Алгоритм действий мед. сестры
• вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи,
• уложить с приподнятым ногами с целью улучшения притока крови к го-ловному мозгу
• обеспечить доступ свежего воздуха с целью уменьшения гипоксии мозга
• обеспечить воздействие паров нашатырного спирта (рефлекторное дей-ствие на кору головного мозга)
• обеспечить контроль ЧДД, пульса, АД
• по назначению врача ввести кордиамин, кофеин с целью улучшения гемо-динамики и возбуждения коры головного мозга
3. Техника подкожного введения кордиамина согласно алгоритму манипуляции

Задача 11
У пациента 45 лет, находящегося в палате интенсивной терапии по поводу ин-фаркта миокарда 12 сутки, появились жалобы на удушье инспираторного характера, кашель с розовой пенистой мокротой. Медсестра при объективном исследовании вы-явила: состояние тяжелое. Кожные покровы цианотичные, клокочущее дыхание, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, не напря-жен. АД — 140/90 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику наложения венозных жгутов.
Эталон ответа
1. Отек легкого
Обоснование:
• жалобы на инспираторную одышку и кашель с розовой пенистой мокротой
• наличие у пациента инфаркта миокарда
• тахипное и клокочущее дыхание при объективном обследовании
2. Алгоритм действий медсестры
1. Вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи.
2. Придать положение сидя с опущенными ногами с целью облегчения дыха-ния.
3. Обеспечить вдыхание кислорода через пары этилового спирта с целью уменьшения гипоксии и пенообразования.
4. Обеспечить отсасывание мокроты с целью облегчения дыхания.
5. Наложить венозные жгуты на 3 конечности с целью уменьшения притока крови к сердцу и легким ( по назначению врача).
6. Обеспечить прием нитроглицерина под язык каждые 10-15 минут с целью уменьшения давления в легочной артерии (под контролем АД).
7. По назначению врача приготовить лазикс, морфин, строфантин, нитрогли-церин для внутривенного введения (с целью купирования отека легкого).
8. Контроль за внешним видом больного, ЧДД, пульс, АД.
Согласно алгоритму манипуляции.
3. Студент продемонстрирует технику наложения венозных жгутов в соответ-ствии с принятым алгоритмом.

Задача 12
Пациент 20 лет, доставлен в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов матери страдает сахарным диабетом с 5 лет, получает 22 ЕД инсу-лина в сутки. Ходил в поход на два дня, инъекции инсулина не делал. По возвращении домой жаловался на слабость, сонливость, жажду, потерю аппетита. Вечером потерял сознание.
Объективно: кожные покровы сухие, мускулатура вялая, зрачки сужены, реакция на свет отсутствует, тонус глазных яблок снижен, Ps- 90 в минуту, АД- 90\60 мм рт. ст., ЧДД — 24 в 1 секунду, в выдыхаемом воздухе запах ацетона.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику выполнения в\в капельного введения физиологи-ческого раствора.
Эталон ответа
1. В результате неправильного поведения больного (отказ от выполнения инъек-ций инсулина) развилась потеря сознания, связанная с резким повышением са-хара в крови — кетоацидотическая кома.
Информация, позволяющая м\с заподозрить неотложное состояние :
— страдает сахарным диабетом с 5 лет
— два дня не делал инъекций инсулина
— до потери сознания беспокоили: слабость, сонливость, жажда, потеря аппе-тита
— кожные покровы сухие
— мышечный тонус снижен
— тахикардия, АД снижено
— запах ацетона в выдыхаемом воздухе
2. Алгоритм действий медицинской сестры
— срочно вызвать врача с целью окончательной постановки диагноза и назна-чения лечения
— срочно вызвать лаборанта для определения уровня глюкозы в крови
— уложить пациента на бок, предупредив возможное западение языка и ас-фиксию рвотными массами
— приготовить и ввести по назначению врача инсулин, изотонический рас-твор хлорида натрия с целью уменьшения ацидоза и глюкозы в крови
— контроль пульса, ЧДД, температуры тела,
— обеспечить уход за кожей и слизистыми, обрабатывая их антисептическими растворами, во избежания присоединения вторичной инфекции
— транспортировка пациента в реанимационное отделение для дальнейшего лечения и коррекции уровня сахара в крови
3. Демонстрация техники в\в капельного введения 0,9% раствора натрия хлорида согласно алгоритма манипуляции.

Задача 13
Медицинскую сестру срочно пригласила соседка: ее муж 50 лет внезапно потерял сознание. Со слов женщины медсестра выяснила, что мужчина страдает сахарным диа-бетом и в настоящий момент активно работал в квартире, где идет ремонт.
Объективно: кожные покровы влажные, тургор кожи не изменен, пульс 60 в ми-нуту, слабого наполнения и напряжения. Дыхание поверхностное, ЧДД-22 в 1 минуту, зрачки расширены. Слюнотечение.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику выполнения в\в инъекции:
40% — 20 мл глюкозы
Эталон ответа
1. В результате неправильного поведения больного (активная чрезмерная физиче-ская нагрузка) развилась потеря сознания, связанная с резким снижением саха-ра в крови — гипогликемическая кома
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
— пациент страдает сахарным диабетом
— повышенная физическая нагрузка
— кожные покровы влажные
— зрачки расширены
2.Алгоритм действий медсестры:
— вызвать скорую помощь с целью оказания неотложной помощи
— уложить пациента, повернув голову набок, предотвращая развитие аспира-ции
— обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации крови
— контроль пульса, ЧДД, АД, наблюдать за видом до прибытия врача
3. Демонстрация техники внутривенного введения 20 мл 40% раствора глюкозы согласно алгоритма манипуляции.

Задача 14
Медсестру, проживающую по соседству, пригласили к пациенту, страдающему мочекаменной болезнью.
Пациент 42 лет вечером за ужином съел большую порцию жареного мяса. Ночью у него появились резкие боли в поясничной области с иррадиацией в паховую область, частое болезненное мочеиспускание.
Объективно: поведение беспокойное, мечется, стонет. Кожные покровы обычной окраски, влажные, ЧДД-22 в минуту, пульс 100 в минуту, живот вздут, мягкий, уме-ренно болезненный при пальпации, симптом Пастернацкого резко положительный справа.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику выполнения п\к инъекции: атропин 0,1 % — 1 мл
Эталон ответа
1. В результате несоблюдения диеты у больного развился приступ почечной ко-лики.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
— резкие боли в поясничной области с иррадиацией в паховую область
— частое болезненное мочеиспускание
— беспокойное поведение
— симптом Пастернацкого резко положительный справа
2. Алгоритм действий медсестры:
— вызвать бригаду скорой помощи с целью оказания неотложной помощи (вы-зов скорой помощи возможен с помощью третьего лица)
— применить теплую грелку на поясницу, уменьшающую болевой синдром
— использовать приемы словесного внушения и отвлечения
— контроль пульса, ЧДД, АД,
— наблюдать за пациентом до прибытия врача с целью контроля общего состоя-ния
3. Демонстрация техники выполнения подкожной инъекции 0,2% раствора па-паверина гидрохлорида 2 мл согласно алгоритма манипуляции.

Задача 15
В терапевтическое отделение областной больницы поступила пациентка 50 лет с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек перед глазами. Ухудшение состояния связывает со стрессовой ситуацией.
Объективно: состояние тяжелое, возбуждена, кожные покровы лица гиперемиро-ваны, пульс — 100 уд. в мин., ритмичный, напряжен, АД — 220\110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% раствора дибазо-ла 2 мл.
Эталон ответа
1. Гипертонический криз
Обоснование
— жалобы на головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек пе-ред глазами
— ухудшение состояния в связи со стрессом
— возбуждение, гиперемия кожи, напряженный пульс, повышение АД
2. Алгоритм действий медсестры
1. Вызов врача с целью оказания квалифицированной помощи.
2. Обеспечить физический и психический покой, исключение звуковых и све-товых раздражителей.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапию с целью умень-шения гипоксии
4. Придать положение с приподнятым изголовьем с целью оттока крови на пе-риферию
5. Обеспечить прием таблетки клофелина под язык (0,075) для снижения АД
6. Поставить горчичники на икроножные мышцы с целью расширения пери-ферических сосудов.
7. Поставить на лоб холодный компресс с целью предотвращения отёка голов-ного мозга.
8. Обеспечить приём корвалола, пустырника в каплях.
9. По назначению врача ввести лекарственные препараты: дибазол, лазикс, клофелин в ампулах с целью снижения АД.
10. Наблюдать за внешним видом, пульсом, АД с целью контроля состояния
3. Техника внутримышечного введения 2% раствора дибазола 6 мл согласно ал-горитму манипуляции.

Задача 16
В приемное отделение больницы скорой помощи поступил пациент 55 лет. После физической нагрузки возникли сильные сжимающие боли за грудиной с иррадиацией по всей грудной клетке, которые длятся уже 1.5 часа. Принимал валидол, корвалол, без эффекта.
Объективно: состояние тяжелое, пациент мечется от боли, возбужден, кожные покровы бледные, покрытые каплями пота, пульс 100 в 1 мин. аритмичный, удовле-творительного наполнения, АД- 110\70 мм рт. ст.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику внутривенного введения 10% раствора лидокаина 2 мл
Эталон ответа
1.Острая боль за грудиной (инфаркт миокарда)
Обоснование
— характерный приступ болей за грудиной
— поведение пациента
— изменение кожных покровов и пульса
2. Алгоритм действий медсестры
— вызов врача с целью оказания квалифицированной помощи
— придать пациенту удобное положение лежа на кушетке с целью уменьшения боли
— обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапию с целью уменьше-ния гипоксии
— обеспечить прием нитроглицерина под язык трижды через 10-15 мин. с це-лью расширения коронарных сосудов (под контролем АД)
— ввести по назначению врача лекарственные препараты:
промедол для адекватного обезболивания гепарин с целью профилактики по-вторных тромбов и улучшения микроциркуляции лидокаин с целью профи-лактики и лечения аритмии
— обеспечить снятие ЭКГ, взятие крови на общий и биохимический анализ для подтверждения диагноза
— обеспечить транспортировку пациента в положении лёжа в реанимационное отделение
3. Техника подачи судна тяжелобольному согласно алгоритма манипуляции.

Задача 17
В приемное отделение доставлена пациентка с жалобами на возникшую после употребления жареной пищи сильную боль в правом подреберье, иррадиирующую в правое плечо, периодическую рвоту желчью, сухость и горечь во рту.
Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 36,6 С, ЧДД 16 в мин., пульс 90 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., живот мягкий, рез-ко болезненный в правом подреберье, симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на муляже в/м инъекцию 5 мл баралгина.
Эталон ответа
1. Желчная колика.
Информация, позволяющая м/с распознать неотложное состояние:
 сильная боль в правом подреберье, иррадиирующая в правое плечо
 периодическая рвота желчью и горечь во рту
 появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи
 живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье
2. Алгоритм действий медсестры:
1). Вызвать врача для оказания квалифицированной помощи.
2). Пациентку уложить набок или на спину.
3). Применить приёмы словесного внушения и отвлечения
4). Наблюдать за пациенткой до прихода врача с целью контроля состояния.
5). Приготовить препараты для купирования желчной колики:
 баралгин
 платифиллин
 но-шпа
 метацин
3. Демонстрация техники в/м инъекции 2 мл но-шпы на муляже согласно с алго-ритмом данной манипуляции.

Задача 18
Вас пригласили к соседу Т. 55 лет длительно страдающему ИБС: стенокардией. Со слов жены известно, что на работе в этот день произошли неприятности, пришёл домой очень расстроенный и около часа тому назад у него появились сильные разди-рающие боли в эпигастральной области.
Пациент возбуждён, мечется. Стонет, на лице страх смерти. Пульс 98 в мин., ча-стые экстросистолы. АД 130/85 мм. рт. Живот мягкий, участвует в акте дыхания, без-болезненный.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме введение гепарина п/к 10000 ЕД.
Эталон ответа
1. Инфаркт миокарда, гастралгический вариант.
Информация, позволяющая м/сестре распознать неотложное состояние:
— ИБС в анамнезе,
— поведение пациент: мечется, стонет
— частые эксторисистолы,
— выраженность болевого синдрома при отсутствии боли при пальпации жи-вота.
2. Алгоритм действий м/сестры.
— попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи.
— уложить пациента с приподнятым изголовьем, запретить вставать, садиться,
— расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха,
— дать под язык таблетку нироглицерина, повторный приём нироглицерина че-рез каждые 10-15 мин. Под контролем АД,
— поставить на область сердца горчичники,
— дать 30 капель корвалола (пустырника, валокордина), обеспечить соблюдение постельного режима.
— после приезда скорой помощи обеспечить транспортировку на носилках
3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожного введения 10000 ЕД гепарина..

Задача 19
Постовую м/сестру на ночном дежурстве вызвали к пациенту К. 40 лет, находя-щемуся на лечении с диагнозом: Крупозная пневмония. 30 минут тому назад, нарушив постельный режим, почувствовал себя плохо: появилась слабость, головокружение, мелькание мушек перед глазами,
Объективно: состояние средней тяжести, сознание сохранено, пациент испуган, кожа бледная, обильно покрыта холодным липким потом. АД 80/50 мл. рт. ст., пульс нитевидный 100 в мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на пациенте технику подачи кислорода из кислородной подушки.
Эталон ответа
1. Коллапс.
Информация, позволяющая заподозрить данное состояние:
— головокружение, слабость. Мелькание мушек перед глазами,
— бледность кожи, обильное потоотделение,
— АД 80/50 мл рт. ст., тахикардия, нитевидный пульс.
2. Алгоритм действий м/сестры:
– срочно вызвать врача через посредника,
– уложить пациента с низким изголовьем. Приподнять ноги,
– согреть пациента: снять влажную одежду, обложить грелками, тепло укрыть.
– дать увлажнённый кислород.
– приготовить стерильный инструментарий и медикаменты: кордиамин, ме-затон, камфору.
— следить за состоянием пациента, выполнять назначение врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме подачу кислорода из кислородной подуш-ки.

Задача 20
Бригадой скорой помощи в приёмное отделение больницы доставлен пациент 25 лет водитель автобуса. Пять часов тому назад на рынке съел два пирожка с мясом, по-сле чего почувствовал себя плохо.
Объективно: боль в эпигастральной области, тошнота, рвота. Бледен, покрыт хо-лодным потом, пульс 90 в мин., АД 110/70 мл рт. ст. При поверхностной пальпации резко выраженная болезненность в эпигастральной области.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действия м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.
Эталон ответа
1. Острое пищевое травление.
Обоснование: тошнота, рвота, боли в животе после употребления сомнитель-ного качества пищи.
2. Алгоритм действий м/сестры:
– вызвать врача через посредника.
– уложить пациента,
– обеспечить лотком и полотенцем для сбора рвотных масс, стерильной ёмко-стью для анализа.
— приготовить стерильные инструменты,
— обеспечить голод и покой пациенту в течение 3 суток.
— выполнять назначения врача,
— послать экстренное извещение в СЭС, сделать запись в соответствующих до-кументах.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику промывания желудка.

Задача 21
М/сестра пришла на патронаж к пациенту К. 22 лет с диагнозом: острый диффуз-ный гломерулонефрит (от предложенной госпитализации пациент категорически отка-зался).
Со слов родственников за последние часы состояние резко ухудшилось, усили-лись головные боли, 2 раза была рвота, практически не мочился.
Объективно: состояние тяжёлое, с трудом отвечает на вопросы. Лицо бледное, пастозное. Пульс 56 в мин., АД 180/100 мл. рт. мт.. Во время осмотра состояние ухуд-шилось, возник приступ судорог, который длился около 2 мин, после чего больной за-торможен, вялый.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме введение 25% р-ра сульфата магния внутри-мышечно.
Эталон ответа
1. Почечная эклампсия.
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
— предшествующая резкая головная боль, рвота,
— судорожный синдром.
— уменьшение диуреза, АД 180/100 мл рт. ст.
2. Алгоритм действий м/с:
— через родственников срочно вызвать бригаду скорой помощи,
— приподнять изголовье кровати.
— убрать световые и звуковые раздражители. Затемнить комнату. убрать по-близости стоящие предметы, о которые пациент может травмироваться при повторении судорог,
— предупредить прикус языка при повторении судорог (ввести между жева-тельными зубами жгут из носового платка), контроль пульса, АД.
3. Студент демонстрирует введение на фантоме 25% р-ра сульфата магния.

Задача 22
У пациентки К. 21 года в послеродовом периоде при обычном питьевом режиме не было мочеиспускания в течение 8 часов.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.
Эталон ответа
1. Ишурия.
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
— отсутствие у родильницы мочеиспускания более 6 часов.
2. Алгоритм действий м/с:
– создать соответствующую обстановку (отгородить ширмой, подать тёплое судно)
— если есть на время убрать с живота пузырь со льдом,
— воздействовать рефлекторно (создать звук журчащей воды),
— оросить половые органы тёплой кипячёной водой.
— при отсутствии эффекта сообщить врачу и приготовить всё необходимое для катетеризации.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.

Задача 23
К м/сестре обратилась за помощью соседка 68 лет, у которой сегодня после вол-нения появились сильные головные боли, звон в ушах, тошнота. Известно, что она многие годы страдает гипертонической болезнью. Нерегулярно принимает коринфар и гипотиазид.
Объективно: пациентка несколько возбуждена, лицо гиперемировано, АД 180/110 мл рт. ст., пульс напряжён, ритмичен 98 в мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику внутривенного введения 1% раствора дибазола: мл. на физиологическом растворе.
Эталон ответа
1. Гипертонический криз.
Информация, позволяющая м/сестре заподозрить неотложное состояние:
— гипертоническая болезнь в анамнезе,
— резкие головные боли, головокружение,
— АД 180/110 мл. рт. ст.
2. Алгоритм действий м/сестры:
— попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи,
— уложить с возвышенным изголовьем.
— расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха.
— убрать световые и звуковые раздражители.
— дать под язык таблетку коринфара,
— дать 30 капель корвалола (валокордина, пустырника)
3. Студент демонстрирует на фантоме внутривенное введение 15 раствора диба-зола: мл на физиологическом растворе

Задача 24
Пациентка Д., 24 лет находится на лечении в гематологическом отделении с диа-гнозом острый лейкоз. Обратилась к медсестре с жалобами на носовое кровотечение.
Объективно: пациентка возбуждена, лицо бледное, из левого носового хода струйка крови темно-красного цвета, ЧСС – 80 в минуту, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 20 в минуту.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме внутривенное введение 105 раствора кальция хлорида 10 мл.
Эталон ответа
1. Острое носовое кровотечение у пациентки с лейкозом (обоснование: выделе-ние крови из левого носового хода)
2. Алгоритм действий м/сестры:
— Усадить пациентку на стул, наклонить голову немного вперед, сделать паль-цевое прижатие носового хода (можно с помощью пальца пациентки).
— Вызвать врача через третье лицо.
— Успокоить пациентку, попросить не глотать кровь, а выплевывать, (обеспе-чить ёмкостью для сплевывания крови и полотенцем) холод на переносицу,
— Провести переднюю тампонаду левого носового хода турундой с 3% переки-сью водорода.
— Приготовить к приходу врача, дицинон, аминокапроновую кислоту, 10% раствор хлорида натрия, викасол.
— Контроль АД, пульса, ЧДД.
3. Студент демонстрирует на фантоме внутривенное введение 10% р-ра хлорида натрия.

Задача 25
К м/сестре обратился за советом сосед 51 года длительно страдающий стенокар-дией. Последние несколько дней отмечает, что боли стали появляться чаще, пришлось увеличить дозу нитроглицерина. Сегодня боли возникали уже несколько раз.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на статисте технику измерения АД.
Эталон ответа
1. Нестабильная стенокардия (прединфарктное состояние).
Информация, позволяющая м/сестре распознать неотложное состояние:
— ИБС в анамнезе,
— изменения характера течения стенокардии у пациента за последние сутки
— неоднократное возникновение приступов за сегодняшний день.
2. Алгоритм действий м/сестры.
— попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи.
— уложить пациента с приподнятым изголовьем, запретить вставать, садиться,
— расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха,
— дать под язык таблетку нироглицерина, повторный приём нироглицерина че-рез каждые 10-15 мин. Под контролем АД,
— поставить на область сердца горчичники,
— дать 30 капель корвалола (пустырника, валокордина), обеспечить соблюдение постельного режима.
— после приезда скорой помощи обеспечить транспортировку на носилках
3. Студент демонстрирует на статисте технику измерения АД.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.