ЗАДАЧИ ПО ОКАЗАНИЮ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ В ТЕРАПИИ
Задача № 1
После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.
Эталон ответа
1. У пациента развилось гипогликемическое состояние после введения инсулина, возможно в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать врача, так как состояние больного при гипогликемии может быстро и резко ухудшиться;
б) срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для по-вышения уровня глюкозы в крови;
в) при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;
г) осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;
д) обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче.
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже.
Задача № 2
Медсестру вызвали к соседу, которого ужалила пчела. Пострадавший отмечает боль, жжение на месте укуса, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность ли-ца, повышение температуры.
Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 39ºС, пульс — 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Соберите противошоковый набор.
Эталон ответа
1. У пациента развилась аллергическая реакция — отек Квинке.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской по-мощи;
б) обнаружить жало и удалить его вместе с ядовитым мешочком с целью умень-шения распространения яда в тканях;
в) приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани;
г) обильное питье с целью дезинтоксикации;
д) дать кордиамин 20-25 капель поддержания сердечно-сосудистой деятельно-сти;
ж) следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, тем-пературой, ЧДД, диурезом;
з) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора.
Задача № 3
В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки возду-ха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные. Дыха-ние шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин, АД 210/110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.
Эталон ответа
1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая ле-вожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одыш-ка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) обеспечить положение сидя с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, создать абсолютный покой, освободить от стесня-ющей одежды для улучшения условий дыхания;
в) очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;
г) обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода через пары этилового спирта с целью улучшения условий оксигенации и профилактики пенообразования,
д) наложение венозных жгутов на конечности с целью депонирования крови;( по назначению врача)
е) поставить грелки и горчичники к ногам на область голени с отвлекающей це-лью;
ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
з) приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные сред-ства, сердечные гликозиды
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем.
Задача № 4
В терапевтическом отделении пациент 42 лет, страдающий бронхиальной астмой, предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингаля-тора.
Эталон ответа
1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании, характерного вынуж-денного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
2. Алгоритм действий м/.:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;
г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 доз) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бек-ломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов,(с учётом предыдущих приёмов, не более 3-х доз за час и не более 8 раз в сутки)
д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:
— бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адре-налина;
— преднизолон, гидрокортизон;
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингаля-тором.
Задача № 5
Во время после внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте постановку пробы на чувствительность к антибиотикам.
Эталон ответа
1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.
2. Алгоритм действий м/с:
а) прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, с целью уменьшения введённой дозы.
б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помо-щи;
в) уложить пациента с приподнятыми ногами с целью притока крови к голов-ному мозгу;
г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
д) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ром адрена-лина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
-осуществлять контроль за состояние пациента (АД, ЧДД, пульс);
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки пробы на чувствительность к анти-биотикам.
Задача № 6
К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характе-ра и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.
Эталон ответа
1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетель-ствует боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стес-нения в груди.
2. Алгоритм действий м/с:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания ком-форта;
г) расстегнуть стесняющую одежду; )
— дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации;
д) обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;
е) поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;
ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников.
Задача № 7
У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом: “Обострение язвен-ной болезни желудка”, внезапно возникла резкая слабость, рвота “кофейной гущей”.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, ды-хание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс 100 в мин. малого наполнения и напряжения, АД 100/60 мм рт. ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом.
Эталон ответа
1. Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая м/с распознать неотлож-ное состояние:
рвота “кофейной гущей”
резкая слабость
кожные покровы бледные, влажные
снижение АД, тахикардия
обострение язвенной болезни желудка в анамнезе
2. Алгоритм действий медсестры:
1) Вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица).
2) Пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения ас-пирации рвотных масс.
3) На эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения ин-тенсивности кровотечения.
4) Запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения.
5) Наблюдать за пациентом; периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния.
6) Приготовить кровоостанавливающие средства:
5% раствор -аминокапроновой кислоты,10 мл 10% кальция хлорида, ви-касол, желатиноль.
3. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область прово-дится по алгоритму данной манипуляции.
Задача 8
Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лече-нии по поводу бронхиальной астмы.
Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный ка-шель.
Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы блед-ные. Дыхание затруднено на выдохе (“выдавливает” из себя воздух), сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии.
ЧДД — 26 в минуту, пульс — 90 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на муляже введение 2,4%-10мл. р-ра эуфиллина.
Эталон ответа
1. У пациентки развился приступ удушья.
Информация позволяющая сестре заподозрить неотложное состояние
• чувство нехватки воздуха с затрудненным выдохом
• непродуктивный кашель
• положение пациентки с наклоном вперед и упором на руки
• обилие сухих свистящих хрипов слышных на расстоянии
2. Алгоритм действий медсестры:
• М/с вызовет врача для оказания квалифицированной медицинской помощи
• М/с поможет принять пациентке положение с наклоном вперед и упором на руки для улучшения работы вспомогательной дыхательной мускулатуры.
• М/с обеспечит пациенте доступ свежего воздуха, ингаляции кислорода для обогащения воздуха кислородом и улучшения дыхания
• М/с обеспечит пациентке горячее щелочное питьё для лучшего отхождения мокроты,
• М/с применит карманный ингалятор с бронхолитиками (астмопент, беро-тек) не более 3-х доз за час, но не более 8 доз в сутки, для снятия спазма бронхов и облегчения дыхания
• М/сестра поставит горчичники на грудную клетку (при отсутствии аллер-гии) для улучшения лёгочного кровотока,
• М/с обеспечит введение бронхолитиков парентерально (по назначению вра-ча)
• М/с обеспечит наблюдение за состоянием пациентки (пульс. АД, ЧДД, цвет кожных покровов)
3. Студент продемонстрирует технику в\в инъекции эуфиллина 2,4% — 10 мл.в соответствии с алгоритмом манипуляции.
Задача 9
М/с посещает на дому пациента 70 лет с диагнозом: рак легкого IV степени для введения обезболивающих средств.
Внезапно у пациента во время сильного приступа кашля у пациента начала выде-ляться изо рта алая пенистая кровь.
Объективно: состояние тяжелое, больной истощен, кожные покровы землистого цвета. При кашле выделяется алая пенистая кровь.
ЧДД 26 в минуту, пульс — 98 в минуту, слабый, АД 100/70 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на муляже технику в/в капельного введения 5%-100 мл аминокапроновой кислоты.
Эталон ответа
1. У пациента с раком легкого началось легочное кровотечение.
Информация, позволяющая заподозрить легочное кровотечение
• выделяется изо рта алая пенистая кровь во время кашля
• у пациента определяется тахикардия и снижение артериального давления
2. Алгоритм действий медсестры:
• М/с обеспечит немедленный вызов бригады скорой помощи для оказания неотложной медицинской помощи
• М/с придаст пациенту полусидячее положение, даст ёмкость для выделяю-щейся крови,
• М/с обеспечит полный физический, психологический и речевой покой для успокоения пациента
• М/с применит холод на грудную клетку для уменьшения кровотечения
• М/с будет вести наблюдение за состоянием пациента (пульс, АД, чдд,)
3. Студент продемонстрирует технику в\в капельного введения аминокапроно-вой кислоты согласно алгоритма манипуляции.
Задача 10
Во время взятия крови на биохимический анализ больной 18 лет внезапно поте-рял сознание.
Объективно: кожные покровы бледные, обычной влажности, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, малого наполнения. АД 90/60 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 2 мл кордиамина.
Эталон ответа
1. Обморок
Обоснование
• внезапная потеря сознания во время взятия анализа крови у молодого че-ловека (испуг)
• отсутствие значительных изменений гемодинамики (пульс и АД)
2. Алгоритм действий мед. сестры
• вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи,
• уложить с приподнятым ногами с целью улучшения притока крови к го-ловному мозгу
• обеспечить доступ свежего воздуха с целью уменьшения гипоксии мозга
• обеспечить воздействие паров нашатырного спирта (рефлекторное дей-ствие на кору головного мозга)
• обеспечить контроль ЧДД, пульса, АД
• по назначению врача ввести кордиамин, кофеин с целью улучшения гемо-динамики и возбуждения коры головного мозга
3. Техника подкожного введения кордиамина согласно алгоритму манипуляции
Задача 11
У пациента 45 лет, находящегося в палате интенсивной терапии по поводу ин-фаркта миокарда 12 сутки, появились жалобы на удушье инспираторного характера, кашель с розовой пенистой мокротой. Медсестра при объективном исследовании вы-явила: состояние тяжелое. Кожные покровы цианотичные, клокочущее дыхание, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, не напря-жен. АД — 140/90 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику наложения венозных жгутов.
Эталон ответа
1. Отек легкого
Обоснование:
• жалобы на инспираторную одышку и кашель с розовой пенистой мокротой
• наличие у пациента инфаркта миокарда
• тахипное и клокочущее дыхание при объективном обследовании
2. Алгоритм действий медсестры
1. Вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи.
2. Придать положение сидя с опущенными ногами с целью облегчения дыха-ния.
3. Обеспечить вдыхание кислорода через пары этилового спирта с целью уменьшения гипоксии и пенообразования.
4. Обеспечить отсасывание мокроты с целью облегчения дыхания.
5. Наложить венозные жгуты на 3 конечности с целью уменьшения притока крови к сердцу и легким ( по назначению врача).
6. Обеспечить прием нитроглицерина под язык каждые 10-15 минут с целью уменьшения давления в легочной артерии (под контролем АД).
7. По назначению врача приготовить лазикс, морфин, строфантин, нитрогли-церин для внутривенного введения (с целью купирования отека легкого).
8. Контроль за внешним видом больного, ЧДД, пульс, АД.
Согласно алгоритму манипуляции.
3. Студент продемонстрирует технику наложения венозных жгутов в соответ-ствии с принятым алгоритмом.
Задача 12
Пациент 20 лет, доставлен в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов матери страдает сахарным диабетом с 5 лет, получает 22 ЕД инсу-лина в сутки. Ходил в поход на два дня, инъекции инсулина не делал. По возвращении домой жаловался на слабость, сонливость, жажду, потерю аппетита. Вечером потерял сознание.
Объективно: кожные покровы сухие, мускулатура вялая, зрачки сужены, реакция на свет отсутствует, тонус глазных яблок снижен, Ps- 90 в минуту, АД- 90\60 мм рт. ст., ЧДД — 24 в 1 секунду, в выдыхаемом воздухе запах ацетона.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику выполнения в\в капельного введения физиологи-ческого раствора.
Эталон ответа
1. В результате неправильного поведения больного (отказ от выполнения инъек-ций инсулина) развилась потеря сознания, связанная с резким повышением са-хара в крови — кетоацидотическая кома.
Информация, позволяющая м\с заподозрить неотложное состояние :
— страдает сахарным диабетом с 5 лет
— два дня не делал инъекций инсулина
— до потери сознания беспокоили: слабость, сонливость, жажда, потеря аппе-тита
— кожные покровы сухие
— мышечный тонус снижен
— тахикардия, АД снижено
— запах ацетона в выдыхаемом воздухе
2. Алгоритм действий медицинской сестры
— срочно вызвать врача с целью окончательной постановки диагноза и назна-чения лечения
— срочно вызвать лаборанта для определения уровня глюкозы в крови
— уложить пациента на бок, предупредив возможное западение языка и ас-фиксию рвотными массами
— приготовить и ввести по назначению врача инсулин, изотонический рас-твор хлорида натрия с целью уменьшения ацидоза и глюкозы в крови
— контроль пульса, ЧДД, температуры тела,
— обеспечить уход за кожей и слизистыми, обрабатывая их антисептическими растворами, во избежания присоединения вторичной инфекции
— транспортировка пациента в реанимационное отделение для дальнейшего лечения и коррекции уровня сахара в крови
3. Демонстрация техники в\в капельного введения 0,9% раствора натрия хлорида согласно алгоритма манипуляции.
Задача 13
Медицинскую сестру срочно пригласила соседка: ее муж 50 лет внезапно потерял сознание. Со слов женщины медсестра выяснила, что мужчина страдает сахарным диа-бетом и в настоящий момент активно работал в квартире, где идет ремонт.
Объективно: кожные покровы влажные, тургор кожи не изменен, пульс 60 в ми-нуту, слабого наполнения и напряжения. Дыхание поверхностное, ЧДД-22 в 1 минуту, зрачки расширены. Слюнотечение.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику выполнения в\в инъекции:
40% — 20 мл глюкозы
Эталон ответа
1. В результате неправильного поведения больного (активная чрезмерная физиче-ская нагрузка) развилась потеря сознания, связанная с резким снижением саха-ра в крови — гипогликемическая кома
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
— пациент страдает сахарным диабетом
— повышенная физическая нагрузка
— кожные покровы влажные
— зрачки расширены
2.Алгоритм действий медсестры:
— вызвать скорую помощь с целью оказания неотложной помощи
— уложить пациента, повернув голову набок, предотвращая развитие аспира-ции
— обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации крови
— контроль пульса, ЧДД, АД, наблюдать за видом до прибытия врача
3. Демонстрация техники внутривенного введения 20 мл 40% раствора глюкозы согласно алгоритма манипуляции.
Задача 14
Медсестру, проживающую по соседству, пригласили к пациенту, страдающему мочекаменной болезнью.
Пациент 42 лет вечером за ужином съел большую порцию жареного мяса. Ночью у него появились резкие боли в поясничной области с иррадиацией в паховую область, частое болезненное мочеиспускание.
Объективно: поведение беспокойное, мечется, стонет. Кожные покровы обычной окраски, влажные, ЧДД-22 в минуту, пульс 100 в минуту, живот вздут, мягкий, уме-ренно болезненный при пальпации, симптом Пастернацкого резко положительный справа.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику выполнения п\к инъекции: атропин 0,1 % — 1 мл
Эталон ответа
1. В результате несоблюдения диеты у больного развился приступ почечной ко-лики.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
— резкие боли в поясничной области с иррадиацией в паховую область
— частое болезненное мочеиспускание
— беспокойное поведение
— симптом Пастернацкого резко положительный справа
2. Алгоритм действий медсестры:
— вызвать бригаду скорой помощи с целью оказания неотложной помощи (вы-зов скорой помощи возможен с помощью третьего лица)
— применить теплую грелку на поясницу, уменьшающую болевой синдром
— использовать приемы словесного внушения и отвлечения
— контроль пульса, ЧДД, АД,
— наблюдать за пациентом до прибытия врача с целью контроля общего состоя-ния
3. Демонстрация техники выполнения подкожной инъекции 0,2% раствора па-паверина гидрохлорида 2 мл согласно алгоритма манипуляции.
Задача 15
В терапевтическое отделение областной больницы поступила пациентка 50 лет с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек перед глазами. Ухудшение состояния связывает со стрессовой ситуацией.
Объективно: состояние тяжелое, возбуждена, кожные покровы лица гиперемиро-ваны, пульс — 100 уд. в мин., ритмичный, напряжен, АД — 220\110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% раствора дибазо-ла 2 мл.
Эталон ответа
1. Гипертонический криз
Обоснование
— жалобы на головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек пе-ред глазами
— ухудшение состояния в связи со стрессом
— возбуждение, гиперемия кожи, напряженный пульс, повышение АД
2. Алгоритм действий медсестры
1. Вызов врача с целью оказания квалифицированной помощи.
2. Обеспечить физический и психический покой, исключение звуковых и све-товых раздражителей.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапию с целью умень-шения гипоксии
4. Придать положение с приподнятым изголовьем с целью оттока крови на пе-риферию
5. Обеспечить прием таблетки клофелина под язык (0,075) для снижения АД
6. Поставить горчичники на икроножные мышцы с целью расширения пери-ферических сосудов.
7. Поставить на лоб холодный компресс с целью предотвращения отёка голов-ного мозга.
8. Обеспечить приём корвалола, пустырника в каплях.
9. По назначению врача ввести лекарственные препараты: дибазол, лазикс, клофелин в ампулах с целью снижения АД.
10. Наблюдать за внешним видом, пульсом, АД с целью контроля состояния
3. Техника внутримышечного введения 2% раствора дибазола 6 мл согласно ал-горитму манипуляции.
Задача 16
В приемное отделение больницы скорой помощи поступил пациент 55 лет. После физической нагрузки возникли сильные сжимающие боли за грудиной с иррадиацией по всей грудной клетке, которые длятся уже 1.5 часа. Принимал валидол, корвалол, без эффекта.
Объективно: состояние тяжелое, пациент мечется от боли, возбужден, кожные покровы бледные, покрытые каплями пота, пульс 100 в 1 мин. аритмичный, удовле-творительного наполнения, АД- 110\70 мм рт. ст.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте технику внутривенного введения 10% раствора лидокаина 2 мл
Эталон ответа
1.Острая боль за грудиной (инфаркт миокарда)
Обоснование
— характерный приступ болей за грудиной
— поведение пациента
— изменение кожных покровов и пульса
2. Алгоритм действий медсестры
— вызов врача с целью оказания квалифицированной помощи
— придать пациенту удобное положение лежа на кушетке с целью уменьшения боли
— обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапию с целью уменьше-ния гипоксии
— обеспечить прием нитроглицерина под язык трижды через 10-15 мин. с це-лью расширения коронарных сосудов (под контролем АД)
— ввести по назначению врача лекарственные препараты:
промедол для адекватного обезболивания гепарин с целью профилактики по-вторных тромбов и улучшения микроциркуляции лидокаин с целью профи-лактики и лечения аритмии
— обеспечить снятие ЭКГ, взятие крови на общий и биохимический анализ для подтверждения диагноза
— обеспечить транспортировку пациента в положении лёжа в реанимационное отделение
3. Техника подачи судна тяжелобольному согласно алгоритма манипуляции.
Задача 17
В приемное отделение доставлена пациентка с жалобами на возникшую после употребления жареной пищи сильную боль в правом подреберье, иррадиирующую в правое плечо, периодическую рвоту желчью, сухость и горечь во рту.
Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 36,6 С, ЧДД 16 в мин., пульс 90 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., живот мягкий, рез-ко болезненный в правом подреберье, симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на муляже в/м инъекцию 5 мл баралгина.
Эталон ответа
1. Желчная колика.
Информация, позволяющая м/с распознать неотложное состояние:
сильная боль в правом подреберье, иррадиирующая в правое плечо
периодическая рвота желчью и горечь во рту
появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи
живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье
2. Алгоритм действий медсестры:
1). Вызвать врача для оказания квалифицированной помощи.
2). Пациентку уложить набок или на спину.
3). Применить приёмы словесного внушения и отвлечения
4). Наблюдать за пациенткой до прихода врача с целью контроля состояния.
5). Приготовить препараты для купирования желчной колики:
баралгин
платифиллин
но-шпа
метацин
3. Демонстрация техники в/м инъекции 2 мл но-шпы на муляже согласно с алго-ритмом данной манипуляции.
Задача 18
Вас пригласили к соседу Т. 55 лет длительно страдающему ИБС: стенокардией. Со слов жены известно, что на работе в этот день произошли неприятности, пришёл домой очень расстроенный и около часа тому назад у него появились сильные разди-рающие боли в эпигастральной области.
Пациент возбуждён, мечется. Стонет, на лице страх смерти. Пульс 98 в мин., ча-стые экстросистолы. АД 130/85 мм. рт. Живот мягкий, участвует в акте дыхания, без-болезненный.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме введение гепарина п/к 10000 ЕД.
Эталон ответа
1. Инфаркт миокарда, гастралгический вариант.
Информация, позволяющая м/сестре распознать неотложное состояние:
— ИБС в анамнезе,
— поведение пациент: мечется, стонет
— частые эксторисистолы,
— выраженность болевого синдрома при отсутствии боли при пальпации жи-вота.
2. Алгоритм действий м/сестры.
— попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи.
— уложить пациента с приподнятым изголовьем, запретить вставать, садиться,
— расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха,
— дать под язык таблетку нироглицерина, повторный приём нироглицерина че-рез каждые 10-15 мин. Под контролем АД,
— поставить на область сердца горчичники,
— дать 30 капель корвалола (пустырника, валокордина), обеспечить соблюдение постельного режима.
— после приезда скорой помощи обеспечить транспортировку на носилках
3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожного введения 10000 ЕД гепарина..
Задача 19
Постовую м/сестру на ночном дежурстве вызвали к пациенту К. 40 лет, находя-щемуся на лечении с диагнозом: Крупозная пневмония. 30 минут тому назад, нарушив постельный режим, почувствовал себя плохо: появилась слабость, головокружение, мелькание мушек перед глазами,
Объективно: состояние средней тяжести, сознание сохранено, пациент испуган, кожа бледная, обильно покрыта холодным липким потом. АД 80/50 мл. рт. ст., пульс нитевидный 100 в мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на пациенте технику подачи кислорода из кислородной подушки.
Эталон ответа
1. Коллапс.
Информация, позволяющая заподозрить данное состояние:
— головокружение, слабость. Мелькание мушек перед глазами,
— бледность кожи, обильное потоотделение,
— АД 80/50 мл рт. ст., тахикардия, нитевидный пульс.
2. Алгоритм действий м/сестры:
– срочно вызвать врача через посредника,
– уложить пациента с низким изголовьем. Приподнять ноги,
– согреть пациента: снять влажную одежду, обложить грелками, тепло укрыть.
– дать увлажнённый кислород.
– приготовить стерильный инструментарий и медикаменты: кордиамин, ме-затон, камфору.
— следить за состоянием пациента, выполнять назначение врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме подачу кислорода из кислородной подуш-ки.
Задача 20
Бригадой скорой помощи в приёмное отделение больницы доставлен пациент 25 лет водитель автобуса. Пять часов тому назад на рынке съел два пирожка с мясом, по-сле чего почувствовал себя плохо.
Объективно: боль в эпигастральной области, тошнота, рвота. Бледен, покрыт хо-лодным потом, пульс 90 в мин., АД 110/70 мл рт. ст. При поверхностной пальпации резко выраженная болезненность в эпигастральной области.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действия м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.
Эталон ответа
1. Острое пищевое травление.
Обоснование: тошнота, рвота, боли в животе после употребления сомнитель-ного качества пищи.
2. Алгоритм действий м/сестры:
– вызвать врача через посредника.
– уложить пациента,
– обеспечить лотком и полотенцем для сбора рвотных масс, стерильной ёмко-стью для анализа.
— приготовить стерильные инструменты,
— обеспечить голод и покой пациенту в течение 3 суток.
— выполнять назначения врача,
— послать экстренное извещение в СЭС, сделать запись в соответствующих до-кументах.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику промывания желудка.
Задача 21
М/сестра пришла на патронаж к пациенту К. 22 лет с диагнозом: острый диффуз-ный гломерулонефрит (от предложенной госпитализации пациент категорически отка-зался).
Со слов родственников за последние часы состояние резко ухудшилось, усили-лись головные боли, 2 раза была рвота, практически не мочился.
Объективно: состояние тяжёлое, с трудом отвечает на вопросы. Лицо бледное, пастозное. Пульс 56 в мин., АД 180/100 мл. рт. мт.. Во время осмотра состояние ухуд-шилось, возник приступ судорог, который длился около 2 мин, после чего больной за-торможен, вялый.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме введение 25% р-ра сульфата магния внутри-мышечно.
Эталон ответа
1. Почечная эклампсия.
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
— предшествующая резкая головная боль, рвота,
— судорожный синдром.
— уменьшение диуреза, АД 180/100 мл рт. ст.
2. Алгоритм действий м/с:
— через родственников срочно вызвать бригаду скорой помощи,
— приподнять изголовье кровати.
— убрать световые и звуковые раздражители. Затемнить комнату. убрать по-близости стоящие предметы, о которые пациент может травмироваться при повторении судорог,
— предупредить прикус языка при повторении судорог (ввести между жева-тельными зубами жгут из носового платка), контроль пульса, АД.
3. Студент демонстрирует введение на фантоме 25% р-ра сульфата магния.
Задача 22
У пациентки К. 21 года в послеродовом периоде при обычном питьевом режиме не было мочеиспускания в течение 8 часов.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.
Эталон ответа
1. Ишурия.
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
— отсутствие у родильницы мочеиспускания более 6 часов.
2. Алгоритм действий м/с:
– создать соответствующую обстановку (отгородить ширмой, подать тёплое судно)
— если есть на время убрать с живота пузырь со льдом,
— воздействовать рефлекторно (создать звук журчащей воды),
— оросить половые органы тёплой кипячёной водой.
— при отсутствии эффекта сообщить врачу и приготовить всё необходимое для катетеризации.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.
Задача 23
К м/сестре обратилась за помощью соседка 68 лет, у которой сегодня после вол-нения появились сильные головные боли, звон в ушах, тошнота. Известно, что она многие годы страдает гипертонической болезнью. Нерегулярно принимает коринфар и гипотиазид.
Объективно: пациентка несколько возбуждена, лицо гиперемировано, АД 180/110 мл рт. ст., пульс напряжён, ритмичен 98 в мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику внутривенного введения 1% раствора дибазола: мл. на физиологическом растворе.
Эталон ответа
1. Гипертонический криз.
Информация, позволяющая м/сестре заподозрить неотложное состояние:
— гипертоническая болезнь в анамнезе,
— резкие головные боли, головокружение,
— АД 180/110 мл. рт. ст.
2. Алгоритм действий м/сестры:
— попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи,
— уложить с возвышенным изголовьем.
— расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха.
— убрать световые и звуковые раздражители.
— дать под язык таблетку коринфара,
— дать 30 капель корвалола (валокордина, пустырника)
3. Студент демонстрирует на фантоме внутривенное введение 15 раствора диба-зола: мл на физиологическом растворе
Задача 24
Пациентка Д., 24 лет находится на лечении в гематологическом отделении с диа-гнозом острый лейкоз. Обратилась к медсестре с жалобами на носовое кровотечение.
Объективно: пациентка возбуждена, лицо бледное, из левого носового хода струйка крови темно-красного цвета, ЧСС – 80 в минуту, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 20 в минуту.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на фантоме внутривенное введение 105 раствора кальция хлорида 10 мл.
Эталон ответа
1. Острое носовое кровотечение у пациентки с лейкозом (обоснование: выделе-ние крови из левого носового хода)
2. Алгоритм действий м/сестры:
— Усадить пациентку на стул, наклонить голову немного вперед, сделать паль-цевое прижатие носового хода (можно с помощью пальца пациентки).
— Вызвать врача через третье лицо.
— Успокоить пациентку, попросить не глотать кровь, а выплевывать, (обеспе-чить ёмкостью для сплевывания крови и полотенцем) холод на переносицу,
— Провести переднюю тампонаду левого носового хода турундой с 3% переки-сью водорода.
— Приготовить к приходу врача, дицинон, аминокапроновую кислоту, 10% раствор хлорида натрия, викасол.
— Контроль АД, пульса, ЧДД.
3. Студент демонстрирует на фантоме внутривенное введение 10% р-ра хлорида натрия.
Задача 25
К м/сестре обратился за советом сосед 51 года длительно страдающий стенокар-дией. Последние несколько дней отмечает, что боли стали появляться чаще, пришлось увеличить дозу нитроглицерина. Сегодня боли возникали уже несколько раз.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Продемонстрируйте на статисте технику измерения АД.
Эталон ответа
1. Нестабильная стенокардия (прединфарктное состояние).
Информация, позволяющая м/сестре распознать неотложное состояние:
— ИБС в анамнезе,
— изменения характера течения стенокардии у пациента за последние сутки
— неоднократное возникновение приступов за сегодняшний день.
2. Алгоритм действий м/сестры.
— попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи.
— уложить пациента с приподнятым изголовьем, запретить вставать, садиться,
— расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха,
— дать под язык таблетку нироглицерина, повторный приём нироглицерина че-рез каждые 10-15 мин. Под контролем АД,
— поставить на область сердца горчичники,
— дать 30 капель корвалола (пустырника, валокордина), обеспечить соблюдение постельного режима.
— после приезда скорой помощи обеспечить транспортировку на носилках
3. Студент демонстрирует на статисте технику измерения АД.